МБДОУ "Таеженский детский сад"

консультация для родителей

 «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

 Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым достигая компенсации.

 В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль.

 К 6-7 годам ребенок признает окончательную необратимость своей половой принадлежности, у него складывается система половой идентичности, которая в дальнейшем будет развиваться и содержательно обогащаться за счет собственного опыта.

 В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли.

 Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их. Приведем некоторые мнения, высказанные воспитателями детских садов. Большинство высказываний сводилось к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры:

 -детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес возможно, в будущем такой мальчик будет двигаться в гуманитарном направление (педагог, врач, а девочка станет спортсменкой, юристом);

 - пусть мальчик играет в «дочки-матери»: ведь в ней он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к кукле;

 - в игре важно сделать акцент на то, что мальчик - это будущий папа, а девочка - мама; да и девочкам также нравятся часто подвижные игры, и нет ничего плохого, что они вместе с мальчиками играют в «казаков-разбойников»; другое дело если мальчики вообще не играют в «мальчишечьи» игры, а девочка ведет себя как «пацанка» - с ними нужна особая работа педагога или психолога.

 - в игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт и не важно, игра эта в «дочки-матери» или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие:

 - пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а девочка - постоять за себя, проявлять активность;

Но есть и другое мнение:

 - что необходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, стереотипы поведения, что может привести к неправильной ориентации.

 - ношение женщинами брюк уже привело к тому, что мы взяли на себя много мужских обязанностей, таких как зарабатывание денег, карьера. А мужчины, напротив, не умеют работать физически, ветрены, безответственны, теряют то плечо, на которое хочется опереться.

 Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда.

 Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек.

 В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста.

 Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по этой теме. В настоящее время учеными и практическими работниками разработано множество эффективных приемов влияния на родителей, которые могут использоваться по формированию у них гендерной компетентности. Сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в первую очередь важно помнить, что у родителей воспитанников тоже было детство, и воспоминания, связанные с ним, являются опорой при овладении новым педагогическим содержанием.

 В заключении, как вывод о сюжетно-ролевых играх, хотелось бы сказать следующее:

 У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование полового самосознания, дети среднего возраста подражают в играх - мальчики поведению мужчин, а девочки поведению женщин, а дети старшего дошкольного возраста вступили уже на второй этап  - усвоение половой роли. 

8 декабря 2016 в 11:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.